Суббота
18.08.2018
13:47
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    КК "Герцог"

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    советы как воспитать лошадь
    Наказание – вечный вопрос
    «Сегодня мы поговорим о наказании», - не успела я произнести тему семинара, как слушатели встрепенулись, и на меня полился поток мнений на эту тему. «Хлыстом, точно в момент сопротивления», «нет, шпора гораздо эффективнее», «если свечит, надо повалить, только самому успеть отскочить», «да вы что, маньяки? Лошадь можно научить слушаться только за поощрение», «ну, это так, для неопытных». Сколько лет прошло с тех пор, как я прочитала свою первую лекцию о наказании в работе с лошадью, но каждый раз я продолжаю убеждаться – нет людей, равнодушных к этому вопросу.
    Тема наказания волновала ученых и практиков во все времена и во всех странах, но каждый человек заново решает этот вопрос для себя: наказывать или нет? А если наказывать, то как и когда? Чтобы ответить на эти вопросы объективно, нужно ответить на несколько вопросов. Почему мы используем наказание? Чем наказание вредно? В каких случаях оно действенно? Можно ли обойтись без наказания вообще? Итак, по порядку.
    Объяснить (не оправдать) популярность наказания не сложно. Оно заложено в человеческой природе – мы, как и все животные, агрессивны, и то, что сопротивляется нам, вызывает в нас раздражение. Наказание в раздражении происходит чаще всего. Вторая причина кроется в нашем детстве. Наша культура пока, к сожалению, склоняет нас быть более жесткими – это касается и детей, и животных. В Швеции, где под угрозой уголовной ответственности запрещены телесные наказания и моральное унижение детей, и к животным относятся мягче. Стали ли шведские дети и звери от этого более распущенными и грубыми? Нет, не стали. У многих людей, которых в детстве пороли, это утверждение может вызвать протест – «как же так?». Дело в том, что люди вообще склонны подражать друг другу (это свойство человека как вида, ни лошадь, ни собака не подражают друг другу в такой степени). «Поротые» в детстве с легкостью начинают пороть собственных детей, сознательно или подсознательно подражая своим родителям. Не меньшее влияние оказывает окружение. И в этом случае пример одинаково касается отношения и к животным, и к детям. Подросток, приходя на конюшню, впитывает поведение более опытных конников и в большинстве случаев подражает им и даже может бояться отступить от выученной схемы. Молодая мама, наблюдая как другие раздают подзатыльники своим детям, может перенять эту манеру поведения — достаточно показать КАК действовать мягче, чтобы и мама, и подростки переняли новый метод и почувствовали, что достигают им не меньшего успеха.

    Что можно и чего нельзя достичь поощрением
    Фред Скиннер считал, что поведением животных можно полностью управлять, нужно лишь подобрать соответствующую цепочку подкреплений. Он разработал методику свободного оперантного поведения, то есть спонтанного поведения, совершаемого животным без какого-либо очевидного стимула. В отличие от других методов, здесь животное принимало активное участие в обучении, искало, какое его действие приведет к положительному результату. Животное было свободно совершать различные действия, а экспериментатор старался управлять последствиями этих действий – подкрепляя то или иное поведение. Так, например, можно поощрять голубя в тот момент, когда он дотрагивается клювом до перьев. Через несколько совпадений голодный голубь будет делать это специально. Так как движения не бывают абсолютно одинаковыми, можно начать поощрять только самые интенсивные движения, затем только те движения, которые длятся определенное количество секунд. Так постепенно можно научить голубя чиститься по сигналу. Это постепенное изменение поведения называется “shaping” или «формирование поведения», а сам тип научения – оперантным.
    В 1958 году Скиннер описывает такой случай: «голубя тренировали пускать деревянный шар по миниатюрному желобу в направлении расставленных игрушечных кеглей, толкая его резким боковым движением клюва. Результат поразил нас… Это зрелище произвело такое впечатление на Бреленда, что он отказался от многообещающей карьеры в области психологии и стал платным дрессировщиком». Однако именно Бреленду и его супруге по иронии судьбы пришлось усомниться в том, что возможности оперантного обучения безграничны. Некоторые животные ни за что не хотели обучаться некоторым трюкам. Так, например, им не удалось научить свинью вкладывать «монету» в специальную копилку. Вместо того, чтобы бросить туда деревянную монету, свинья каждый раз начинала ронять ее, толкать пятачком, подбрасывать и так снова и снова. В природе дикие свиньи подобными движениями выкапывают желуди. Там где инстинктивное поведение сталкивалось с научением, первое неизменно брало верх. Это противоречило утверждению Скиннера, что животные стремятся получить вознаграждение самым быстрым и самым удобным способом – на многократное подбрасывание монеты у свиньи уходило значительно больше энергии и времени, чем на то, чтобы положить ее в копилку, и она в результате совсем не получала поощрение.
    На поощрение накладывается и другое, еще более любопытное ограничение. В экспериментах Б. Мура в 1973 году голуби обучались клевать «ключ» (кнопка или просто значок на стене на уровне головы птицы) за зерно и за воду. Те голуби, которых поощряли зерном, резко ударяли по «ключу» открытым клювом. Те, что ожидали воду за правильное действие, нажимали на «ключ» закрытым клювом, дольше прикасались к нему и даже делали глотательные движения. Подробнее о поведении и истории исследований вы можете прочитать в книге Д. Мак-Фарленда «Поведение животных», переведенной на русский язык.

    Источник: http://baskina.com/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D0%B8/%D0
    Категория: Мои статьи | Добавил: Ice (10.11.2011)
    Просмотров: 663 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]